скайп desnly
8 (909) 459-13-80
с 900 до 1700
помогу и отвечу на вопросы

Любил ли себя фарисей? Может ли верующий человек любить себя?

В коучинге мы иногда поднимаем и обсуждаем очень интересные и неожиданные темы. Очень люблю свою работу тем, что клиенты мне тоже открывают много нового, вдохновляют, вижу мир шире. Например, недавно после одной из коучинговых встреч на тему любви к себе, клиент написал мне такие вопросы – про связь религии и любви к себе, не противоречит ли одно другому? Мне очень интересно было ответить на эти вопросы, потому что, хоть я об этом сейчас не пишу, я постоянно стараюсь стать ближе Богу и лучше понимать его, жить по заповедям. И я рада, что моими клиентами становятся и верующие православные люди.

Вот вопрос клиента:

«У меня возникли некоторые вопросы философского плана. Как мне лучше совместить понимание Евангелия и психологию любви к себе? В частности в Евангелии есть притча о том, как стоит молиться про фарисея и мытаря. Фарисей себя хвалил перед Богом, подбадривал (?) и надсмехался над мытарем, а мытарь — наоборот — бил себя в грудь и считал себя последним грешником. Вопрос кто здесь себя любит? С одной стороны фарисей потерял над собой контроль и над своими поступками и поэтому его Господь не так оправдал, как мытаря. А с другой стороны, он себя «не грыз» и вроде поступал правильно. С точки зрения любви к себе мытарь просил Бога, чтобы он отпустил ему грехи и совесть его не терзала и не мучала, но с другой стороны он сам себя бичевал. И в конце там есть фраза в Евангелии о том, что: кто себя возвышает, тот будет унижен, а кто унижает — тот возвышен. Где правда? 🙂

Ещё один из сюжетов Евангелия повествует нам о последних днях земной жизни Спасителя. Когда он висел на Кресте, то один из разбойников попросил его спасти здесь и сейчас в этой земной жизни (вроде бы старался проявить любовь к себе и обеспечить себе меньше страданий). Но в Евангелии говориться о таком разбойнике, что он поносил Спасителя, как и другие, которые пытались увидеть чудо и просили Его сойти с Креста. Другой разбойник- наоборот просил помянуть его в Царствии Небесном и скоро уже оказался там вместе со Спасителем. Как в этом случае лучше понимать Евангелие с точки зрения любви и заботы о себе? Вроде ты говорила, что философия любви к себе и заботы о себе — самая христианская. Но если ответов не будет, то ничего страшного: понимаю, что вопросы сложные и требуют обдумывания. Может быть на них и не существует ответа).»

 

Интересная тема, конечно же, на все вопросы и я не знаю ответов, но предполагаю )

 

Любовь + законы устройства мира — так я вижу строение вселенной.

 

Про религию первое что приходит: про фарисея: он сравнивал себя с другими и возвышался над ними. Мытарь же думал только о своём внутреннем мире и ни с кем себя не сравнивал. Любовь к себе — без сравнения и без возвышения себя над другими, можно сравнивать только самого себя с собой же. Мытарь в данном случае, думаю, не просто обычный человек, который себя ругает: «Моли́тва мытаря́ — покаянная молитва, которую произносил сборщик податей, покаявшийся и получивший прощение». То есть он совершил что-то нехорошее, ущемил в чём-то других людей и поэтому у него была задача получить прощение. «Молитва киллера» или «молитва вора», можно так понять. Если мы действительно сделали что-то плохое людям, думаю, надо просить у них и Бога прощения. «Боже, милостив буди мне грешному» — в этом я не вижу самобичевания, вижу просьбу о прощении. Грызение — это когда мы чрезмерно, не соответственно ситуации концентрируемся на своих  мелких промахах и недостатках.

 

Про разбойника на кресте: Эгоизм- это когда мы достигаем чего-то за счёт других. В любви к себе есть баланс брать и давать, а не только брать и брать. Думаю, он хотел много взять,ничего не дав взамен.

 

Для жизни в любви нам нужно следить за балансом. Если мы слишком много отдаём людям и не умеем себя восстанавливать, то чаще всего  начинается эмоциональное выгорание, депрессия, нервные срывы, просто постоянная усталость. Важно уметь заботиться о себе и не ждать любви только извне, от людей. Любовь к себе состоит и в том, что мы берём ответственность за себя и не ждём, что другие люди что-то нам дадут и позаботятся о нас, и не мстим им когда не получаем то, что ждали.

 

Когда мы возвышаем себя над другими, это гордость, и в этом мало любви к себе и много эгоизма, борьбы. Когда же мы думаем о других больше с мыслью – что мы можем им дать, что полезного для них сделать, а не о том, кто кого лучше или хуже, это гораздо продуктивнее.

 

Часто именно религиозные люди не любят себя, потому что им кажется, что религия учит нас не любить себя, забывать о себе, думать только о других. Но на практике почему-то это приводит к депрессиям и истощению. Лично я не только не вижу противоречия в том, чтобы быть любящим, верующим человеком и при этом уважать свои желания, чувства, заботится о своём теле, вкладываться в развитие своего ума — обучение, защищать себя от тех кто нарушает границы, но и вижу в этом нашу прямую обязанность. Ведь тело, душа, ум даны нам как подарок в этой жизни, и мы должны разумно оценивать свои возможности, чтобы внутри нас не иссякала любовь, чтобы нам было чем делиться с людьми.

 

Меня тоже спрашивают – а как же твоя профессия, не истощает ли она тебя, тем более что трое маленьких детей тоже требуют много ресурсов. Действительно, такая работа с людьми несёт в себе риск. Гораздо проще мне было отсидеться наедине с фотошопом в веб-дизайне и минимально контактировать с людьми, не реализовывать свой потенциал. Но мне больше нравится вариант научиться себя восстанавливать и строить своё взаимодействие с людьми так, что это вдохновляет и меня, и их, то есть, мы оба выигрываем и нет проигравших. Их – потому что они получают многое, а меня – потому что мне просто необходимо делится знаниями, опытом, видеть результаты других, чтобы расти дальше. Уметь вовремя дать себе отдых, жить своей жизнью, не смотря на поддержку других в их жизнях. И этому же я учу своих клиентов.

 

Инна Шукшина

Обсуждение закрыто.